Битва при Вальми.

24.05.2021  |  VladimirMarxist  |  Образование

Битва при Вальми обычно считается битвой, которая спасла Французскую революцию. Через три года после свержения абсолютной монархии Франции летом 1789 года крупные австрийские и прусские армии наступали на Париж, чтобы свергнуть революционный режим и восстановить старый социальный порядок. Пруссаков встретила армия французских солдат, призванных, как им сказали, спасти новую нацию и свободу ее народа. По правде говоря, сражение было не более чем скромной перестрелкой, но пруссаки отступили, и Париж был спасен.

Ужасные истории, распространяемые за границей французами-эмигрантами о насилии и разврате революционных лидеров и толп, которые они возглавляли, подпитывали амбиции коронованных особ Европы попытаться уничтожить новую систему, прежде чем ее крамольная инфекция коснется и их. Армия численностью около 30 000 человек была собрана прусским королем Фридрихом Вильгельмом II под командованием герцога Брауншвейгского, широко известного как один из лучших военачальников в Европе. Вместе с примерно 32 000 австрийцев на севере и юге прусская армия продвигалась вперед через Люксембург и восточную Францию в августе и начале сентября, захватывая один город за другим, и смогла достичь реки Маас и пересечь ее.

Главные силы французов под командованием генерала Шарля-Франсуа Дюмурье прибыли к западу от реки, чтобы занять гряду холмов и опорные пункты. Дюмурье сказал военному министру, что будет защищаться насмерть, как спартанцы при Фермопилах, но первые опорные пункты вскоре пали под решительным натиском прусаков и австрийцев. Дюмурье отступил на юг, где к нему присоединились 10 600 человек под командованием генерала Пьера де Бернонвиля и 16 000 солдат, приведенных из Меца генералом Франсуа-Кристофом Келлерманом. Брауншвейгский был уверен, что его хорошо обученные пруссаки сметут то, что он считал революционным сбродом, но его 30 000 солдат теперь столкнулись с 36 000 французов.

Прусский король, путешествовавший с Брауншвейгским, настаивал на том, что французы будут продолжать отступать, и призывал его двигаться вперед, чтобы отрезать им путь к отступлению и уничтожить их. В ночь на 19 сентября пруссаки приготовились к маршу. В 6 часов утра авангард двинулся вперед сквозь густой дождь и туман, пока, к их ужасу, они не были обстреляны невидимой артиллерией Келлермана, выстроенной на склонах горы Мон-Юрон, вокруг которой Дюмурье разместил свои пушки и длинные линии пехоты, общей численностью 36 000 человек.

Пруссаки продолжали продвигаться вперед, теперь уже более нерешительно, пока не захватили первые французские пушки в гостинице Ла-Люн, где король и его штаб также могли укрыться. Затем Брауншвейгский построил свою армию в боевой порядок напротив холмов и деревни Вальми. Чего ему не хватало, так это четкого оперативного плана.

Только когда в полдень туман рассеялся, пруссаки увидели не революционную толпу, а линию за линией одетых в форму и дисциплинированных солдат, прочно обосновавшихся на вершине неудобного склона. Он приказал своей пехоте выстроиться в колонны и наступать на французскую линию.

Именно в этот момент Келлерман вступил в должность командующего революционными войсками. Он встал в седле, надел шляпу с красно-бело-синей кокардой, и высоко подняв шпагу, крикнул: "Да здравствует нация!" Это был первый боевой клич новой эпохи национальных войн.

Артиллерийская дуэль продолжалась до сумерек, когда проливной дождь положил конец беспорядочному конфликту. Хотя никакого реального сражения не произошло, бой под Вальми рассматривался как первая крупная победа революции. На следующий день монархия была упразднена и провозглашена Первая Французская республика.