Рождение ислама. Часть 1.

07.05.2021  |  VladimirMarxist  |  Разное

Около 570 года эфиопская армия двинулась на север из Йемена с обозом слонов и попыталась захватить Мекку. Это не удалось. Легенда гласит, что какие-то птицы пролетели над эфиопами и забросали их камнями. Среди войск вспыхнула оспа, и они отступили в Йемен. Вскоре после этого они были полностью изгнаны из Аравии.

С тех пор “год слона” запомнился арабам — особенно жителям Мекки — как счастливый. Большинство людей думают, что Мухаммед родился в том же году, через несколько месяцев после смерти своего отца. До того, как Мухаммеду исполнилось шесть лет, умерла и его мать. Его дед, взяв на себя ответственность за мальчика, отправил его жить к арабам-бедуинам. Жители Мекки часто отдавали своих детей на ферму, чтобы они могли научиться говорить более грамотно по-арабски и начать более здоровую жизнь, чем в городе. Когда умер его дед, воспитание Мухаммеда взял на себя его дядя, караванный торговец по имени Абу-Талиб, у которого он научился покупать, продавать и перевозить товары. Семья Мухаммеда называлась кланом Хашимов, или хашимитов. Они были уважаемой, хотя и относительно бедной ветвью правящего племени курайшитов. Но если вы опустите легенды, ничто в прошлом этого сироты не могло бы сказать вам, что он станет "пророком Бога", популярным лидером в войне и мире и формирователем мировой истории.

Ранняя жизнь Мухаммеда.

Теперь, когда так много историков рассматривают психологию как ключ к пониманию великих мужчин и женщин прошлого, очень неприятно знать так мало о детстве Мухаммеда. Конечно, Коран (книга откровений Бога Мухаммеду) немного рассказывает нам о годах его становления. Ранние мусульмане, собрав все, что они могли узнать о человеке, которого они называли “печатью пророков”, добавили больше данных. Мы знаем о Мухаммеде гораздо больше, чем об Иисусе. И все же мы задаемся вопросом, как наследственность и окружающая среда объединились, чтобы сформировать этого глубоко религиозного человека, который также был блестящим политическим лидером. Какие истины скрываются за легендами, записанными ранними биографами?

Мы знаем, что Мухаммад, несмотря на то, что он был сиротой и не имел собственности в материалистическом обществе, вырос способным и честным торговцем. Когда он был молодым человеком, вдова торговца по имени Хадиджа доверила ему заботу о своем караване. Когда он хорошо себя зарекомендовал, она нарушила арабский обычай и предложила ему выйти за нее замуж. Хотя говорили, что ей сорок, на пятнадцать лет больше, чем Мухаммеду, брак оказался счастливым. Она родила шестерых детей, и Мухаммад не брал других жен при ее жизни. Бизнес (отсюда и его репутация) шел хорошо. При нормальном ходе событий Мухаммад должен был стать одним из ведущих граждан Мекки, хотя Омейяды, самый сильный клан в племени курайшитов, смотрели свысока на семью Хашимитов, к которой он принадлежал.

Конфронтация с языческими арабскими ценностями.

Мухаммад не был полностью удовлетворен. Кодекс идеального арабского поведения мурува, которому родители все еще учили своих детей, больше не поддерживался лидерами Мекки, чья деятельность по зарабатыванию денег в качестве торговцев или хранителей святынь сделала их стяжательскими и эгоцентричными. Храбрость в бою и щедрость по отношению к бедным были благородными идеалами для кочевников, но эти оседлые арабы восхищались искусным торгом на рынке.

Во что же тогда верили жители Мекки? Политеистический анимизм арабов и поклонение предкам больше не были живой верой, хотя паломничества к Каабе и другим святыням продолжались и действительно были основным источником дохода мекканцев. Кочевники верили в своих богов только до тех пор, пока они делали то, что хотели кочевники. Они были более склонны бояться джиннов, невидимых существ, которые могли делать людям как хорошие, так и плохие вещи. В Мекке было несколько христиан, и целые племена и города в других частях Аравии обратились в иудаизм или в какую-то христианскую секту. Были и другие благочестивые люди, не христиане и не евреи, но склонявшиеся к монотеизму, известные как ханифы.

Торговцы Мекки, глубоко практичные, насмехались над такими понятиями, как телесное воскресение или Судный день, и над священными законами, которые могли помешать их погоне за деньгами. Для Мухаммеда, однако, евреи, христиане и ханифы просто могли иметь ответы на проблемы, которые грызли ядро мекканского общества.

Ранние мусульмане.

Первые верующие, хотя они происходили из всех классов и многих кланов Мекки, были в основном молодыми людьми из среднего класса. Некоторые были сыновьями или младшими братьями ведущих торговцев; другие были знатными людьми, которые каким-то образом потеряли (или не смогли достичь) желаемого статуса в языческой Мекке. Некоторые из них были “слабыми”, что означало, что они пришли из-за пределов системы, что у них не было клана, который мог бы защитить их от вреда со стороны других арабов, или что их семьям не хватало политического влияния Омейядов или Хашимитов.

Несмотря на то, что дядя Мухаммеда, Абу-Талиб, никогда не принимал ислам, он продолжал защищать своего племянника. Сын Абу-Талиба, Али, выросший в доме Мухаммеда, был, вероятно, его первым обращенным мужчиной, безусловно, первым, кто никогда не поклонялся идолам и вырос мусульманином. Позже он женился на дочери Пророка, Фатиме, и стал лидером раннего ислама. Другими первыми обращенными были Абу-Бакр, лучший друг Мухаммеда, человек состоятельный и занимающий высокое положение в обществе; Аркам, молодой член сильного клана, который позволил мусульманам встретиться у него дома; Умар, внушительная фигура из слабого клана; Усман, элегантный, но тихий юноша из могущественной семьи Омейядов; Билал, эфиопский раб, освобожденный Абу-Бакром; и Зайд ибн Харита, захваченный в плен араб-христианин, которого усыновил Мухаммад.

Даже если бы первые мусульмане держались в тени, они привлекли внимание — и враждебность — лидеров Мекки. Часто мусульмане и язычники были связаны друг с другом.

Мекканская оппозиция.

Мекканцы опасались, что Мухаммед может попытаться отнять у них богатство и власть. Какое право он имел нападать на деловую практику, которую они считали необходимой для своего успеха? Если "Бог" решил явить себя тогда и там, почему он не выбрал одного из лидеров Мекки? Почему первые мусульмане молились лицом к Иерусалиму? Если бы языческие племена приняли ислам, прекратили бы они свой ежегодный хадж (паломничество) к Каабе и другим святыням Мекки?

Мухаммад уважал Каабу и никогда не хотел вытеснять ее как центр для паломников. Он также не пытался подорвать экономику Мекки. В нескольких рассказах говорится, что Мухаммад так стремился завоевать признание мекканских лидеров, что даже признал, что три языческие богини, аль-Лат, аль-Узза и аль-Манат, были “священными лебедями”, достойными почитания.

Однако, когда Мухаммад отрекся от богинь, мекканские вожди пришли в ярость, поскольку хранители близлежащих святынь были союзниками Мекки. Не имея возможности напасть на Мухаммеда, пока он находился под защитой Абу-Талиба, мекканцы попытались спровоцировать бойкот всего клана Хашимитов. Это не удалось. Тем не менее, они могли мучить наиболее уязвимых мусульман, некоторые из которых нашли убежище в христианской Эфиопии.

В 619 году Мухаммад потерял двух людей, которые больше всего помогли ему в его ранней миссии: Хадиджа и Абу-Талиб умерли. Позже Мухаммад женился на многих женщинах, но ни одна из них не могла сравниться с верностью и поддержкой его первой жены. Без своего дяди у Мухаммеда не было защитника в клане Хашимитов, и поэтому преследование усилилось. Мусульмане поняли, что им придется покинуть Мекку. Попытка укрыться в соседнем Таифе провалилась из-за его тесных связей с мекканскими лидерами. Мухаммеду пришлось унизиться, чтобы найти нового мекканского защитника, чтобы он и его последователи могли безопасно вернуться домой. Мусульмане больше не могли выжить в Мекке, но куда еще они могли пойти?