Реформация. С чего началась, и чем закончилась эпоха краха феодализма.

20.09.2021  |  VladimirMarxist  |  Разное

Одним из важнейших идейных, социальных и политических событий 16 века была Реформация. Этот термин используется для обозначения периода существования религиозных и общественных движений, которое стремились улучшить ситуацию в католической церкви. Первоначально эти движения ограничивались только критикой существующих порядков и продвижением обновления, но, как следствие, они привели к постоянному расколу и появлению новых тенденций в западном христианстве.

Истоки Реформации начались в средневековых представлениях о бедной церкви, которые относились к евангельскому аскетизму и равенству всех верующих. Именно из этого течения зародился чешский гуситизм в начале 15 века. Однако только в шестнадцатом веке, благодаря речи Мартина Лютера, Реформация стала общеевропейским движением. В 1517 году он критиковал индульгенции, продаваемые церковными властями. 31 октября 1517 года Лютер провозгласил 95 тезисов против индульгенций в Виттенберге. В них он критиковал идею продажи определенных церковных служб, а также подвергал сомнению саму возможность прощения грехов Папой. Эта речь нашла живой отклик в странах Германии, а вскоре и во всей Европе.

В то время Церковь переживала серьезный внутренний кризис.

Последовательные папы были выдающимися правителями Папской области, но они не проявили себя как моральные авторитеты. Секуляризация духовенства, жажда богатства и аморальный образ жизни явно противоречили проповедуемым идеалам. Верующие это видели и критиковали. Лютер изначально критиковал существующие порядки как человек Церкви, и, поскольку его постулаты были отвергнуты, а сам он был отлучен от церкви, он порвал с официальной церковью. Лютер полностью выразил свои взгляды в «Большом катехизисе» 1529 года. Он провозгласил, что самым важным для спасения является искренняя вера в Бога, потому что человек грешен по своей природе. Он отменил безбрачие духовенства, ввел национальный язык в литургию, ограничил ритуалы и таинства, оставив только крещение и святое причастие. В то же время он считал, что христианин свободен только в духовных вопросах, а в социальных он должен подчиняться светской власти. Эти взгляды были поддержаны представителями всех слоев немецкого общества.

Речи Лютера подражали другие религиозные реформаторы. Одним из них был француз Ян Кальвин. Он проповедовал свои взгляды в Швейцарии, в Женеве. Там в 1541 году он основал религиозную общину. Его взгляды частично совпадали с взглядами Лютера. Он также считал, что источником веры была Библия, а единственными разрешенными таинствами были крещение и причастие. Совершенно новым элементом стала «наука о предопределении». Кальвин считал, что Творец предопределил, кто будет спасен, а кто осужден, и подал человеку знак судьбы, ожидающей его. Он высоко ценил труд, так как богатство, вытекающее из него, могло быть вышеупомянутым признаком. Он ввел очень строгую этическую систему и сурово наказал за ее нарушение. Он осуждал все развлечения, единственное, что разрешалось в его свободное время, – это молитва или чтение Священного Писания.

Третьим движением европейской Реформации шестнадцатого века было англиканство. Источники его рождения были немного разными. Инициатором его был английский король Генрих VIII, объявивший в 1534 году «Акт о превосходстве». Этот акт сделал короля главой английской церкви. Мотивы этого шага были как политическими, так и личными. Генрих стремился расторгнуть свой брак с Екатериной Арагонской.

Акт в догматическом поле не внес никаких изменений, но безжалостно выступил против церковной организации: церковные товары были секуляризованы, ордена распущены. Король даже использовал террор в борьбе со сторонниками католической церкви. Кратковременное правление его преемника Эдуарда VI ничего не изменило. Следующая королева, Мария Тюдор, восстановила отношения с Римом и попыталась обновить католическую церковь в Англии. Методы, использованные во время ее правления, принесли ей прозвище Кровавая Мэри. Ее преемница и сводная сестра Елизавета I вернулась в политику своего отца. С тех пор англиканская церковь является английской национальной церковью.

Выступления религиозных реформаторов вызвали сильное противодействие со стороны церковных властей и поддерживающих их государственных властей. В XVI веке Европа разделилась на два противостоящих лагеря: католический и протестантский. Название «протестанты» происходит от события, которое произошло в рейхсейме в Шпейере в 1529 году. Император Карл V запретил нарушения прав епископов под страхом изгнания, с изъятием земельной собственности. В ответ семь князей и тринадцать городов выразили торжественный протест против этого. С этого времени последователей Лютера стали называть протестантами, и вскоре этот термин был распространен на последователей других реформистских деноминаций.

Первым крупным вооруженным конфликтом эпохи Реформации была Великая крестьянская война в Германии. Она происходила в 1524 и 1525 годах. Причиной ее было желание крестьян освободиться от различных тягот не только от церкви, но и от знати. Их возглавил Томас Мюнцер, отрицавший существующие общественные отношения.

Карл V изначально занимал примирительную позицию по отношению к протестантам, хотя с самого начала он ясно и открыто заявил о своей поддержке католической церкви. На это положение повлияли войны с Турцией и Францией. Вышеупомянутый конфликт в Сейме в Шпейере сделал позиции более жесткими.

В 1530 году следующий сейм прошел в Аугсбурге. Он не привел к разрешению конфликтов. Новое (аугсбургское) исповедание веры, представленное протестантским богословом Филиппом Меланхтоном, было отклонено. Протестанты создали так называемую Шмалькальденский союз (в 1531 году).

В 1546 году против него выступил Карл V. Война велась с переменным успехом. Только в 1555 году был заключен религиозный мир. Лютеранский символ веры был официально признан, а его последователям была предоставлена свобода вероисповедания. Судебная власть епископов против протестантов была ликвидирована, а ранее секуляризованные религиозные товары были переданы светским правителям-протестантам. Было введено правило, определяющее отношения между правителем и его подданными в религиозных вопросах. Оно гласило: «cuius regio, eius Religio» (лат.) – чья страна (власть), чья религия. Согласно этому принципу в стране преобладала религия правителя. Аугсбургский мир положил конец войнам, но полностью не урегулировал отношения между католиками и протестантами.

Франция была второй страной, где Реформация привела к гражданским войнам. Основной реформатской религией был кальвинизм. Его последователей называли гугенотами. Они происходили из представителей среднего класса и дворянства и жили в основном в юго-восточной и северо-западной части страны. Это движение, помимо его несомненного религиозного происхождения, имело также заметное политическое лицо. Дворянство действовало вопреки безусловным чаяниям королевской власти. Гугеноты были связаны с могущественной французской семьей Бурбонов, в то время как католическая знать была сосредоточена вокруг аристократической семьи де Гиз. Спор между ними превратился в кровавые религиозные войны, которые длились с перебоями почти 36 лет, с 1562 по 1598 год. К этим войнам присоединились и другие страны: Испания встала на сторону католиков, а гугенотов поддержали Англия и германские князья–протестанты.

Чрезвычайно драматичным моментом стала так называемая Варфоломеевскя ночь, ночь с 23 по 24 августа 1572 года. В то время проходила свадьба принца Генри де Бурбона, одного из лидеров гугенотов, с Маргарет де Валуа – сестрой короля Карла IX. Она должна была положить конец религиозным войнам. Католическая партия использовала эту возможность, чтобы убить гугенотов, собравшихся в Париже. Погибло около 3000 человек. Это привело к усилению противостояния.

Мир был достигнут только после смерти Генриха III, короля Франции, который умер, не оставив наследника мужского пола. В результате так называемой Войны трех Генрихов (война велась между королем Франции Генрихом III, Генрихом Бурбоном, королем Наварры и Генрихом, герцогом Гизом), победителем стал Генрих Бурбон, который, таким образом, вступил на престол Франции как Генрих IV Бурбон. Поскольку католики не могли принять этот факт, Генрих изменил свою религию и обратился в католицизм. Однако он издал указ о терпимости. Он предоставил гугенотам религиозные свободы, включая право строить собственные храмы, но за пределами Парижа. В качестве гарантии им предоставили несколько королевских крепостей, в том числе Ла–Рошель. Указ положил конец войнам, но привел к смерти короля, убитого фанатиком–католиком.