Российский рынок рекламы в соцсетях
01.09.2021 | ITexpert | Публикации > Рейтинги > Реклама и СМИ
Современный мир уже сложно представить без рекламы. К 2021 году набор возможных форматов рекламы значительно расширился. Сейчас на фоне упадка наружной рекламы, общая доля которой на 2020 год сократилась и составила 10,8%, наблюдается рост интернет- и поисковой рекламы.
Содержание статьи:
Сегмент интернет-рекламы активно рос еще в начале 2019 года: за первые полгода его объем был увеличен на 3%. Интернет стал единственным медиа-ресурсом, показавшим восходящие тенденции на рекламном рынке России в 2019 году.
В этой статье разберемся, как изменился рынок рекламы в России во время пандемии, оценим преимущества и недостатки рекламы в социальных сетях.
Тенденции рекламного рынка
На протяжении первой половины 2020 года происходило падение объемов рекламного рынка в России – во втором квартале сфера рекламы потеряла 23%. Больше всего пострадали сегменты радио-рекламы, печатной прессы, наружной и телевизионной рекламы. Например, объемы наружной рекламы сократились на 27%, а реклама в прессе – на 47%.
В последнем квартале российский рынок рекламы реабилитировался и продемонстрировал положительные тенденции, несмотря на мировые анти-тренды: по данным PwC, объем мирового рекламного рынка в 2020 сократился на 2,6%. По итогам 2020 года в российском секторе рекламы был отмечен рост в 4%. Однако положительные тенденции касались в основном только интернет-рекламы: доходы увеличились на 4% и составили 253 млрд рублей.
К 2021 году интернет-реклама осталась лидирующим сегментом в российском секторе. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рынка digital-рекламы вырос на 14%. В России самым масштабным сегментом стала desktop-реклама, (69.1% от объема рынка), в то время как в рамках мирового рынка лидирует реклама на мобильных устройствах.
По другим сегментам продолжилось сокращение доходов: например, сегмент радио-рекламы потерял 9%, а наружная реклама сократилась на 13%. Тем не менее тенденции у рекламного рынка в России все еще восходящие – прогнозы на ближайшие 3 года обещают рост на 8%.
Материалы по теме:
Рынок рекламы по России по средствам распространения (по данным Ассоциации коммуникационных агентств России АКАР)
Анализ рекламы в соцсетях как сегмента digital-рекламы
Сегмент российского рынка рекламы, отведенный на социальные сети, находится в стадии роста. В будущем ожидается увеличение объема рынка интернет-рекламы из-за набирающего все большую популярность формата мобильной рекламы.
В 2020 расходы на рекламу в социальных сетях увеличились 16,5% по сравнению с предыдущим годом. Рост графической рекламы в соцсетях пришелся на 2020 год – доход вырос на 16,5%. Общая доля дисплейной рекламы в соцсетях по итогам 2020 года составила 23,2%.
Начиная с 2019 года объем рекламы в интернете превышает объем рекламы на ТВ
Начиная с 2020 года объем рекламы в интернете превышает все остальные виды рекламы
Сейчас доля графической рекламы в России выше, чем в Европе на 7%, а одной из самых перспективных категорий в соцсетях становится видео-реклама. С учетом соцсетей расходы на видео-рекламу увеличились на 16,3% в 2020 году. Максимальный рост этот формат продемонстрировал в России – доходы от него выросли на 55,3%.
Реклама в соцсетях и на телевидении: преимущества и недостатки для рекламодателя
Несмотря на то, что по итогам 2018 года объем интернет-рекламы впервые превысил объем рекламы на телевидении, эти два сегмента остаются наиболее масштабными на российском рынке. В то время как доходы от телевизионной рекламы упали на 3% в прошлом году, расходы на digital-рекламу -в том числе на рекламу в соцсетях – увеличиваются.
Главным преимуществом социальных сетей для рекламодателя является возможность таргетированной рекламы. Этот инструмент позволяет точно определить целевую аудиторию продукта вплоть до возраста, геолокации и личных интересов. Благодаря настроенному таргету можно избежать расходов на аудиторию, не заинтересованную в продукте.
Социальные сети быстрее и активнее реагируют на спрос рекламодателей и добавляют новые рекламные возможности. Например, в Instagram появилась функция Shopping tags – отметка товаров на фото с указанием цены и ссылкой на сайт. Появились и другие инструменты e-commerce:
- Динамический ремаркетинг (Facebook, VK, Instagram, Одноклассники)
- Раздел «Товары» и VK Pay (VK)
- Формат «Коллекции» (Facebook, Instagram)
- Маркетплейс (Facebook, Одноклассники)
Кроме того, соцсети позволяют оптимизировать бюджет, затрачиваемый на рекламу. По данным исследования Procter&Gamble, интернет-реклама была настолько же эффективна, как и телевизионная, при меньшей затрате средств.
Однако размещение рекламы в социальных сетях требует больше контроля со стороны рекламодателя: регулярное пополнение материала, удаление негативных комментариев и работа с обратной связью.
Реклама на ТВ снимает эти требования и взамен позволяет охватывать максимально большую аудиторию. Рекламодатель может быть уверен среди – той части населения, которая смотрит телевизор, его ролик увидит большинство. Телевизионная реклама относится к группе самых дорогих на рынке, поэтому создание рекламного ролика может позволить себе не каждый рекламодатель.
Использованы данные изданий: Ведомости, TAdviser, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), PwC, Adindex, Sostav.ru