Огненый ум. Джеймс Джозеф Сильвестр. Часть 1.

30.06.2021  |  VladimirMarxist  |  Образование

***

Те, кто ценит универсальность своих компьютеров и планшетов, кто полагается на шифрование, чтобы сохранить конфиденциальность своих данных, и кто размышляет о том, как вычисляются квантовые состояния в физике, могут не знать о человеке, чья работа явилась основой всего этого. Джеймс Джозеф Сильвестр, живший на фоне радикальных социальных изменений 19 века, ввел термины "инвариант" (описывающие математические характеристики, которые не изменяются при преобразованиях), "матрица" и другие математические термины. Он разработал матричную алгебру и добился значительных успехов в теории чисел и многих областях математики. Его амбиции кажутся скромными по сегодняшним меркам; он хотел стать профессиональным математиком. Он хотел иметь время, чтобы использовать свой творческий ум, иметь возможность преподавать в стимулирующей среде и жить как джентльмен. Возможно, это было разумным ожиданием для человека, родившегося в благополучной семье мелких буржуа и обладающего экстраординарным умом, но было препятствие: семья Сильвестра была еврейской.

Содержание статьи:

Джеймс родился в Лондоне 3 сентября 1814 года, младший из девяти детей Авраама и Мириам Джозеф. Старший брат, Сильвестр, эмигрировал в Нью-Йорк в 1826 году и стал лотерейным агентом под именем Сильвестра Джозефа Сильвестра. После этого все братья в конце концов взяли фамилию Сильвестр.

Когда ему было шесть лет, родители Джеймса отправили его в первую частную школу-интернат для еврейских мальчиков в Хайгейте. Учебная программа была традиционно еврейской, с изучением иврита и Библии наряду со светскими предметами, такими как латынь, греческий и математика. Школа была ориентирована на сыновей богатых англичан еврейского происхождения, которые должны были получить образование, чтобы быть на равной образовательной основе со своими английскими сверстниками. Когда Джеймсу исполнилось 11 лет, новый директор школы, математик Леопольд Ной-Меген, был настолько впечатлен способностями мальчика, что организовал для Олинтуса Грегори, профессора математики в Королевской военной академии в Вулвиче, экзамен по алгебре. Грегори признал замечательные способности Джеймса и продолжал интересоваться его математическими успехами.Примерно в это же время предпринимались шаги по созданию нового университета в Лондоне, свободного от религиозных ограничений двух древних английских университетов - Кембриджа и Оксфорда. Эти ограничения запрещали евреям, католикам и прочим людям, не входивших в кардинально консервативные рамки английского общества первой половины 19 века, получать университетское образование в Англии. Новый университет, названный Лондонским университетским колледжем (ныне Университетский колледж Лондона), снял эти ограничения. Он был основан в 1826 году группой либералов, включая шотландского адвоката и будущего лорда-канцлера сэра Генри Броэма (позже лорда Броэма) и еврейского финансиста (позже сэра) Исаака Лайона Голдшмида.

В 1828 году 14-летний Джеймс тал студентом этого колледжа. Он был переведен в высшее отделение старшего математического класса, и, по словам его профессора Августа де Моргана, Сильвестр "стал, безусловно, первым учеником в нем". Де Морган также писал, что он "никогда раньше или с тех пор (не видел) математического таланта, столь ярко выраженного в мальчике этого возраста".

***

Несмотря на свой не по годам развитый талант, поведение Сильвестра было менее зрелым. После инцидента, в котором он якобы взял "столовый нож из трапезной с намерением воткнуть его в сокурсника, который вызвал его неудовольствие", его семья решила удалить его из университета.

Он уехал жить в Ливерпуль со старшими сестрами. Поступив в школу Королевского института, он подвергался насмешкам со стороны своих одноклассников. В свете ультраконсервативного высшего общества Англии, тот факт, что он был евреем, давал повод его одноклассникам, "чистокровным" англичанам, вести с ним не особо дружелюбные отношения.

В 1831 году Сильвестр был принят в качестве студента в колледж Святого Иоанна в Кембридже. Следующие два года он отсутствовал в университете, возможно, из-за болезни. В 1835 году Сильвестр опубликовал свою первую книгу "Сборник примеров по интегральному исчислению". Он вернулся в Кембридж в январе 1836 года.

Дальнейшие попытки либеральных ученых и политиков устранить препятствие для евреев и инакомыслящих, получающих ученые степени, оказались безуспешными. В буржуазных кругах того времени царствовали ярые расистские и антисемитские настроения. Не имея возможности "поклясться в истинной вере христианина", Сильвестр знал, что, как бы хорошо он ни учился, он не получит ученой степени.

Без ученой степени он не смог получить стипендию или побороться за одну из важных математических премий, предлагаемых университетом. Примерно в это же время Сильвестр вступил в переписку с лордом Броэмом, которому он однажды отправил брошюру с критикой Евклидова определения прямой линии. Броэм, хотя и был политиком и адвокатом, глубоко интересовался математикой.

Сильвестр успешно подал заявление на кафедру естественной философии в Лондонском университетском колледже. В то время ему было всего 23 года. В Кембридже он посещал лекции по химии и имел знания по физике, но ему было трудно рисовать диаграммы на доске, что он теперь пытался исправить, беря уроки рисования. Он также писал статьи в Философском журнале по оптической теории, движению жидкостей и твердых тел и определенному двойному интегрированию, среди прочего, и раскрыл свой талант изобретать слова для математических понятий. К 1839 году его репутация была такова, что он был избран членом Королевского общества.