Средневековье и его алфавит.

22.05.2021  |  VladimirMarxist  |  Образование

В начале били руны.

Северные германские племена использовали руны для создания слов. Руническая письменность, возможно, была разработана в южных Альпах, где германоязычные люди имели некоторый контакт с этрусским алфавитом.

Руны никогда не использовались для написания длинных текстов; они использовались для написания имен и мест, простых сделок по изготовлению и покупке, а также заклинаний.

Руны имели религиозное значение; в скандинавской легенде Один изобрел их и использовал для магии. На англосаксонском языке руна означала “тайна". Каждый символ имел как значение слова, так и звук. Даже после принятия христианства и латинских букв руны все еще использовались в декоративных целях и магии. Они продолжали оставаться частью народной культуры в Англии; христианский поэт Синевульф включил руны в некоторые из своих стихотворений в качестве загадок и подсказок.

***

Латинский алфавит стал доминирующей письменностью Европы. Средневековые стили письма на латыни были разработаны сначала в монастырских скрипториях, а затем практиковались в сообществе мирян-писцов, которые работали рядом с университетами и учились у мастеров письма. На протяжении веков буквы эволюционировали в два алфавита, используемых сегодня, заглавные и строчные формы.

Текст, написанный тем же размером, как и современные заглавные буквы, называется минускулярным письмом. Раннехристианская церковь адаптировала форму этого большого латинского шрифта для своих текстов. Форма, использовавшаяся в начале Средних веков, примерно в шестом веке, была основана на римских заглавных буквах, но некоторые из них были написаны более крупными. Таким образом, писцы начали разрабатывать систему прописных и строчных букв, стиль письма, теперь известный как uncial. Унциальные буквы были более округлыми, чем римские, так как на них повлиял греческий стиль письма. Они были предназначены для пера и чернил и имели засечки—маленькие декоративные метки пера на концах линий. Писцы также начали создавать знаки препинания, которые были неизвестны латыни. Точки и наклонные линии начали указывать на паузы и остановки. S-образный вопросительный знак и небольшой тире для обозначения цитаты из источника также вошли в употребление в ранних формах.

***

К восьмому веку придворные писцы часто предпочитали писать письмена, которые было очень трудно читать. Если их было трудно прочитать, их также было трудно подделать, и это означало, что другого писца нужно было попросить прочитать документ.

Королевские документы Меровингов очень трудно читать современным ученым, и есть свидетельства того, что современники, включая самих королей и пап, не могли их расшифровать.

Король Карл Великий основал школы и скрипторий, чтобы попытаться скопировать как можно больше текстов. Он подал пример, став первым учеником в своей школе вместе со своими сыновьями. Чтобы повысить общую грамотность и как можно быстрее создавать новые книги, ему нужен был простой стиль, который было бы легко читать и писать. Его английский советник, Алкуин, писал островным крохотным шрифтом, но в стране франков встречались и другие стили. Стиль из монастыря в Люксейле отличался преувеличенными восходящими и нисходящими штрихами, в то время как стили из Италии были больше похожи на оригинальный римский стиль. Алкуин и его писцы могли выбирать из множества известных стилей.

Скрипторий Карла Великого разработал стандартизированный миниатюрный стиль, теперь известный как каролингский миниатюрный. Стиль использовал умеренные, консервативные восходящие и нисходящие штрихи, чтобы линии могли быть написаны ближе друг к другу, чтобы больше поместиться на странице, а его буквы были округлыми и однородными. Слова имели небольшие промежутки между собой, чтобы облегчить чтение, хотя близкие интервалы между словами продолжали оставаться проблемой вплоть до позднего Средневековья.

Поскольку каролингские писцы скопировали очень большое количество старых текстов, их письменность стала универсальной и доминирующей. Они также использовали некоторые из старых стилей из материала, который они копировали, чтобы выделить заголовки и первые буквы.

В 11 веке в обиход вошло новое письмо, теперь называемое готическим. Готические буквы были уже, чтобы вместить больше букв на странице пергамента. Они были написаны быстро, и стиль включал засечки—линии, оставленные, когда ручки были подняты под углом.

Готические буквы часто соединялись лигатурами или заканчивались росчерком, и отдельные писцы, особенно в Северной Европе, иногда делали свои готические буквы настолько декоративными, что нам трудно их читать.

***

Развивались национальные тенденции письма; буквы, как правило, были высокими и узкими в Северной Европе и округлыми в Средиземноморье. Письменность в Германии имела тенденцию к тяжелым штрихам и сложным заглавным буквам. Палеографы называют уникальный богато украшенный стиль, пришедший из Германии 14-го века, “Gothic Littera Bastarda”.

К позднему Средневековью писцы в более консервативных средиземноморских регионах возвращались к формам каролингского крохотного. Готические буквы стали слишком вычурными и трудными для чтения. Каролингский мизер стал основой стилей в эпоху Возрождения и новой технологии шрифта.

Латинский алфавит был не единственным, широко используемым в средневековой Европе. Евреи продолжали читать и писать на иврите, а мусульмане Испании и Сицилии использовали арабский язык. Арабский язык часто писался сложной художественной каллиграфией, и это повлияло на стили в искусстве. Арабские письмена часто наносились на керамическую посуду и вплетались в шелк. Арабский также был повседневным языком половины Средиземноморья и большей части Испании. Даже христиане и евреи в Испании говорили по-арабски и писали арабские трактаты и стихи. Арабский был более красивым, цивилизованным алфавитом по сравнению с грубыми печатными буквами латыни.

Иврит под влиянием арабского языка стал более сложным и декоративным в мусульманских странах, где евреи впитали арабскую культуру. В Северной Европе еврейская письменность находилась под влиянием латыни и необходимости использовать ее в качестве языка деловой переписки. В Средние века евреи во Франции и Германии разработали более быстрые и простые способы написания древних еврейских букв.